?

Log in

No account? Create an account

Старая Луна | Новая Луна

Немного о кино

Посмотрел однажды очередной сериал о ВОВ (чегойто пробило наших киношников в последнее время штамповать подобные фильмы, небось есть ГосЗаказ подымать у населения чуйство патрийотизьма). В общем фильм не понравился, но посмотрел я его с удовольствием. Как показал непродолжительный интернет-серфинг, фильм незамеченным не остался, что уже есть неким видом успеха.

Фильм так меня зацепил, что сел я сразу после просмотра писать критическую статью.  Честно признаюсь - статья не удалась. Не получилось у меня писать серьёзно о таком несерьёзном фильме... :)

И тогда родился комикс... Долго он пылился на моём компе никому не показанный, никем не читанный. Но однажды я опять наткнулся на этот фильм... Удержаться уже не мог - дал слово что обязательно опубликую!..

Сразу оговорюсь, что на всевозможные кинематографические ляпы, типа там трансформаторная подстанция, обнесенная деревянным «частоколом», послевоенные «теплушки», количество ромбиков на петлицах, Орден Красной Звезды на левой стороне груди, выстиранную и выглаженную форму солдатиков, чисто выбритого Лесоруба и т.д., обращать внимание я не стал. Кино есть кино. Всего предусмотреть не возможно. Главная идея сего творения рассказать немного о том, что заметил в кадре, интересного и не очень. Посмеяться над нелепостями. Показать то, что не заметно не вооруженным стопкадром взглядом...

И так, дорогой Читатель, если тебе до сих пор интересно... встречай фентезийный боевик

Сказание о Неизвестных Героях
или


Серия первая. Рождение Бронепоезда
часть I


В начале нам показывают некую Батарею прикрытия станции Марьямово, 14 июля 1941 года, 6:30 утра. Батарея почему-то вооружена одной (больше нам не показывают) 45-мм противотанковой пушкой образца 1937 года (53-К).

 
 

И нацелена она на станцию (прикрывает значить...). А до станции, мягко сказать, не близко...

И это при максимальной дальности стрельбы сорокапятки 4400 метров...

Но... Считаю, пока все идет нормально, претензий у меня нет. Попробуй достань в 21-м веке советские пушки начала Второй Мировой... А вот сорокапятка под рукой. И, мало того, скорее всего это уже не первый ее фильм. Может она одна только и осталась, стреляющая. И снималась в «Приключениях солдата Чонкина», «народном» фильме «Любить по русски», а может и еще где.

Смотрим дальше.

Идут отступающие советские солдаты. Дезертиры, как оказалось. Ну и, сдуру ли, или еще с какой горячки, нападают на батарею. А немецкие диверсанты, парашютисты-автоматчики-гэтэошники, стояль за кустом и всё слюшаль. А потом взяль, да и всех перестреляль. Капут русиш швайн!

Но станция беззаботно спала. Ну а чего же не спать? Ведь Советский Солдат нас бережет. А что пальба там, так что с того? Ребята горячие, водки перебрали и ну ворон стрелять. С кем не бывает? Да и война как нельзя кстати. А на войне стрелять положено. Нечего, значит, беспокоится.

Ну да ладно. Дальше-то что было?

А дальше везут значить пополнение на фронт...

А вот и пушки покрупнее показались. Небось 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3).

Ну да ладно, мож не стреляющие уже. А может их специально только мельком показали, чтобы видно было что какие-то там пушки все же есть. А так как ЗИС-3 в 41-м еще не было, то и низя чтобы они стреляли.

И везуть значить на фронт и солдатиков мобилизированных, с заряженными винтовками, и урок, с картами и складными ножичками, и политических, просто так, на нарах... И везут, хочу заметить, всех вместе, скопом, в незапертых вагонах. Гламурненький Солдатик (сразу видно, один из Героев фильма) практикуется в стрельбе. А политический с тоской вспоминает милые беседы с чекистами...

Но злым немцам одной нашей батареи мало. Задумали они еще большую пакость совершить. Мост через реку Друть захватить. И поналетало для этого ерапланов летучих (транспортник люфтваффе Ju-52),

 


с планерами ползучими (десантный планер DFS.230)

 

на сцепке.

Многие в сети имеют претензии к этому эпизоду. Дескать и нарисовано плохо, и самолетики выглядят игрушечными. А чего вы еще хотели? Это хоть и фентези, но всё же не «Братва и Кольцо». Нету тут Питера Джексона с выклянчеными миллионами и Лукаса со студией суперкомпьютеров. Как смогли, так и намалевали. Да, видно невооруженным взглядом некую угловатость 3D-моделей, но, нужно сказать спасибо, что хоть это есть. Могли же вообще кукурузники прогнать с немецкими крестами.

Лично меня в данном эпизоде заинтересовало нечто другое.

Начну с полета тяжелого транспортного самолета люфтваффе Ju-52.

Пустая машина имеет массу 6510 кг, груженная – 9200 кг. Максимальная скорость на высоте – 210 км/ч. Я честно был слегка удивлен, когда эта махина с легкостю при развороте длительное время летела «на ноже».

Понятно, что самолет не был груженным, но не был и пустым. Я плохо разбираюсь в железных птицах, так-что хотелось бы узнать мнение экспертов по данному вопросу. А именно, на сколько достоверно воссозданы летные возможности этого самолета?

UPD. Как оказалось таки может. К примеру вот здесь, на 5:28 http://youtu.be/XHkPMiXD0OQ

Данный кадр примечателен еще и тем, что на нем хорошо видно количество приближающихся к объекту планеров. Легкий десантный планер DFS.230 имеет экипаж в составе только 1 пилота и способен нести десант численностью 9 человек. Отсюда видно, что мост будет атакован приблизительно 60-ю немецкими десантниками.

И вот, наконец, долгожданный мост!

В первом кадре возле моста опять четко видно 6 планеров. В следующем кадре их уже 9 (т.е. 90 человек десанта). Слегка удивила советская зенитка. То ли стреляла она напалмовыми бомбами, то ли эта фанерная коробка с крыльями перевозила бочки с бензином, но фейерверк получился тот еще...


Ну и черт с ними, с немцами, нашим же легче потом будет: 90 – 10 = 80. Пытался пересчитать также выпрыгивающих с планеров немцев. Но камера так плясала, что не получилось. Вот только чувство появилось, что больше их, бусурман, туда повлазило чем 10. С перегрузкой летели.

Из боя описывать нечего. Обычный жанровый бой, который все уже не раз видели в других боевиках. Всё те же кучно бегущие и строчащие во все сторны солдаты. Вот разве что обильно сыпящаяся с потолка ДОТа земля удивила.

Эт чего же, стены бетонные, а потолок и так сойдет? Или по старой русской традиции строители цемент пропили, а бетон замешали на глине с песком?.. Наверное всё же второе. Эта контра еще и на глине съэкономить решила: амбразуры у ДОТа воооон какие широкие. Так и просятся, чтобы их гранаткой угостили.

А планеры... Или я плохо считал, или их оказалось всё же больше девяти...

Смотрим дальше.

Штаб 63-го стрелкового корпуса, 7:15. Некий офицер (возможно связист) докладывает командиру корпуса: «Бой. Связь прервалась. Немецкий десант на планерах... Три взвода... ». Если заглянуть в штат 1941 года немецкой пехотной дивизи, то увидим, что численность немецкого стрелкового отделения: 1 унтер-офицер и 9 рядовых, итого 10 человек. Взвод – 4 отделения. Итого 3 взвода (т.е. одна рота) будет равно 120 человек. И в правду я просчитался... Больше значит планеров было. Ну если честно, большой роли это не играет.

И так, ситуация: 63-й стрелковый корпус отрезан от своих рекой Друть и засевшими на мосту немцами. Намечается Великое Противостояниние.

А сколько это силушек у наших-то? Стрелковый корпус это много или мало? Стрелковыми корпусами в Красной Армии были высшие общевойсковые тактические соединения, объединявшие, как правило, своим управлением 2-3 стрелковых дивизии. А стрелковая дивизия по штату 1941 г. имела численность 14483 человека и состояла из трех стрелковых и двух артиллерийских полков, противотанкового и зенитно-артиллерийского дивизионов, саперного батальона и батальона связи, подразделений обеспечения и обслуживания. Ну хорошо, допустим, начало войны, немцы прут из всех щелей, неразбериха, корпус короче недоукомплектован или понес потери в боях. Но хотя бы с одну дивизию личного состава (тыщ десять хотя-бы) у него осталось? А этого уже достаточно чтобы немецкий десант шапками закидать (или трупами, советские командиры и такой военной хитростью владели)!

Что же решил делать командир 63-го стрелкового корпуса?

«У меня под Ольховкой стоит бронепоезд, - говорит командир корпуса. - Немцы о нем не знают. В бой он еще не вступал. Если мост действительно взят, то, используя фактор внезапности, бронепоезд пробьет нам проход на тот берег.

Приказываю: бронепоезд должен выйти к мосту 17-го числа ровно в 9:00.»

В этом месте меня зацепило: «Что это за корпус такой, что боится 120-и немцев?» Порылся малехо в инете. Оказывается... (читаем статью полковника в отставке Г.Кулешова в "Военно-историческом журнале" №6 1966 г.)

Маленький экскурс в историю... Если же Читатель скучает от справочной информации, он с чистой совестью может пролистнуть блок, выделенный курсивом, и прочитать краткий вывод после него ;-)

В июне 1941 года 63-й стрелковый корпус, дислоцировавшийся в Приволжском военном округе, срочно был направлен на пополнение войск Белорусского военного округа. Война застала корпус в пути. Только первые его эшелоны успели прибыть к месту разгрузки на станции Добруш и Ново-Белица 21 июня. Последующие подходили чрезвычайно разрозненно, до первых чисел июля на различные станции вблизи Гомеля. А ряд частей корпуса, например все полки 53-й стрелковой дивизии, кроме 110-го стрелкового и 36-го артиллерийского, еще не доезжая Гомеля, были повернуты на север, в район Орши. Уже рано утром 22 июня фашисты бомбили Гомель, направляя главные усилия на разрушение мостов через реку Сож.

Первый приказ, дошедший до командования и штаба корпуса, гласил о том, что 63-й стрелковый корпус вошел в состав 21-й армии (в то время в состав корпуса входили: 117, 167, 61-я стрелковые дивизии, отдельные корпусные части, 387-й и 503-й гаубичные артиллерийские полки, 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности РВГК, последним полком и командовал Г. Кулешов). Его задача — развернуться на восточном берегу Днепра на фронте Гадиловичи, Рогачев, Жлобин, Стрешин, сосредоточивая основные усилия на правом фланге, с целью отбросить немецко-фашистские войска в случае попытки их переправиться через Днепр. Готовность обороны — 16:00 3 июля 1941 года.

Хотя 63-й стрелковый корпус успешно оборонял порученный ему рубеж, общее положение на смоленском направлении ухудшалось. 10 июля враг форсировал Западную Двину и Днепр и начал развивать наступление на Смоленск. В этой обстановке командующий войсками Западного фронта 12 июля 1941 года приказал войскам 22, 19 и 20-й армий совместными действиями уничтожить прорвавшегося противника и овладеть городом Витебск. Войскам 21-й армии ставилась задача силами 63-го и 66-го стрелковых корпусов нанести концентрические удары на Бобруйск, а 67-м стрелковым корпусом наступать на север от Шапчицы вдоль западного берега Днепра с целью ликвидации прорвавшейся группировки противника на восточный берег Днепра в районе Быхова. Начало наступления — 8:00 13 июля.

Глубокой ночью 13 июля через Днепр тихо переправились группы наших разведчиков. В это же время полки первого эшелона дивизии подтягивались и скрытно располагались на восточном берегу, готовя различные средства переправы: рыбацкие лодки, сплавной лес и плоты. В районе Жлобина из подручных материалов удалось восстановить взорванный пролет железнодорожного моста.

Утром, с началом интенсивной двадцатиминутной артиллерийской подготовки, части 63-го корпуса начали форсирование Днепра.

15 и 16 июля части 63-го корпуса продолжали с боями продвигаться на запад, не давая гитлеровцам задерживаться на выгодных рубежах и отбивая их неоднократные контратаки. Только на западном берегу реки Друть противнику удалось закрепиться. Командир 63-го корпуса Л. Г. Петровский почти непрерывно находился в частях, наступавших на главном направлении.


Ага, вот оно что!!! 63-й стрелковый корпус – это оказывается знаменитый корпус комкора Леонида Григорьевича Петровского! И не пытался в эти дни корпус из окружения на восточный берег реки Друть выйти. А с точностью до наоборот, на запад наступал.

А где же в это время были бронепоезда? Вот что мне удалось найти по поводу взаемодействия бронепоездов с 63-м стрелковым корпусом в июле 1941 года:

Бронепоезд № 50 поддерживал наступление, а затем отход 63-го стрелкового корпуса.

(Легкий бронепоезд №50, командир лейтенант Заболоцкий, пренадлежал 6-му отдельному дивизиону бронепоездов).

6 июля, прикрывал отход 117-й стрелковой дивизии от Бобруйска. После перехода Днепра выяснилось, что железнодорожный путь за мостом оказался взорван и поезд был отрезан. Пользуясь этим, немцы стали обстреливать его из орудий, повредив паровоз и одну из бронеплощадок. Экипаж вел огонь до тех пор, пока не стали рваться снаряды на горящей площадке. Остатки команды отошли вместе с частями 117-й сд.

БЕПО № 51 и 52 в июле вели бои, взаимодействуя с отрядом полковника Курмашева, в районе ст. Старушки, ст. Рабкор, Ратмировичи.

(Легкий бронепоезд №51, командир старший лейтенант Ананьев, и тяжелый бронепоезд №52, командир лейтенант Колокольцев, тоже принадлежали 6-му отдельному дивизиону бронепоездов и находились в составе 21-й армии).

Отряд Курмашева к исходу 22.07 вел бой в окружении в районе ст. Рабкор.

21 июля дивизион был передан в состав 3-й армии, а бронепоезд № 50 получил новую матчасть.


Так что 14-17 июля геройствовать БЕПО №50 никак не мог: старый разбили, а новый еще не построили. Может это конечно был и не он, а БЕПО №№ 51 или 52. Но прямой ссылки на взаимодействие этих поездов с 63-м стрелковым корпусом я не нашел.

Вот они, наши герои (фото взяты из журнала «Фронтовая иллюстрация», № 3, 2004):

Бронепоезд №52, июль 1941 года.

А вот это бронепоезд №50, правда уже второго формирования, так как фотографии датированы августом 1941-го года:

 

 

Но это дела не касается!!! Мы смотрим кино! А в кино, как известно, всё не так как в жизни. На то оно и кино. Тем более фентезийный боевик.

Далее режисер дал нам возможность насладится школьным сочинением командира корпуса на тему «Почему я сейчас не хочу отбить мост у 120-и засевших на нем бусурман, пока они не окопались и не получили подкрепление» после чего он, командир, назначает время штурма моста через 3 дня и поручает операцию холеному полковнику Пете Гиревому (который, такое впечатление, только и способен что сидеть на измене) как «единственному толковому спецу».

И вот тут-то мы и узнаем, что командует корпусом комкор Леня Мальцев. Фух, ну Слава Богу!!! А я то боялся что это всё же будет Петровский. Ну если и командира корпуса поменяли, значит никаких привязок к истории уже не предвидится. Обычная поделка на тему «Снимаю чего хочу» или «А я так мир вижу»... Но даже в этом случае, здравый смысл никто не отменял! Хотя... зачем-то взяли на роль Мальцева актера, поразительно похожего на Петровского. Сравните сами:

и

А вот и эффектное появле Главного Героя нашего киноопуса! На экране медленно и величаво появляется оружие возмездия ХХ-го столетия, Последний Бронепоезд, гениально замаскированный посреди одноколейной железнодорожной насыпи свежими зелеными ветками на фоне желтой листвы обычного июльского белорусского леса.

Играет нечеловеческая музыка и всем зрителя одновременно становится понятно – ЭТОТ порвёт всех!

То, что внешне он мало чем напоминает вышеупомянутые БЕПО, думаю, дела не касается. Мы уже определили, что события фильма никакой документальной основы не имеют. Так что образ нашего героя скорее всего собирательный. Разве что можно выделить, что башенные орудийные бронеплатформы очень напоминают подобные составов НКПС-42:

А вот отсутствие так называемых контрольных платформ, мягко говоря, настораживает. Для защиты от разных непредвиденных обстоятельств (будь то разрыв жд плотна, или пьяный партизан) по краям состава бронепоездов ставили 2-4 двухосные контрольные платформы. Понятно, что мчащийся на всех парах состав от мины или отсутсвия рельс не спасет даже 10 таких платформ, но если продвигаться осторожно, то обычный грузовой вагон всё же не так жалко как бронированный боевой. На платформах располагался комплект запасных рельс, шпал и пр. (так как ремонт поврежденной колеи делом был не редким). Иногда устанавливались зенитные пулеметы, защищенные мешками с песком.

Что же мы видим у нашей Звезды? Носовой вагон из ранее приведенного кадра можно назвать скорее низкобортным броневагоном, вооруженным зенитным автоматом, чем контрольной платформой, груженной материалом для восстановления пути. Такая же картина нас ждет и в хвосте состава. Вот только установленная на нем 122-мм гаубица на обычном полевом лафете, способная стрелять, разве что драпая от преследователей.

Также я совершенно не понял почему этот бронепоезд Последний. На фронтах Второй Мировой только с советской стороны сражалось около 75 бронепоездов, были они и у немцев. При этом бум строительства новых БЕПО выпал как раз на время после немецкого нападения. Может это конечно поэтический эпитет, придуманный сценаристом или режисером. Призванный охарактеризировать БЕПО как «Последнюю надежду» погибающих в немецком окружении несчастных советских солдат...

Опять я увлекся, а кино-то между прочим продолжается...

 

Comments

( 7 обглоданных косточек — заглянуть в логово )
crazy_lightdj
4 фев, 2011 17:27 (UTC)
Спасибо, helg-tankoman. Советую также посмотреть онлайн фильм Сатисфакция или скачать его бесплатно. Улетный фильм.
(Удалённый комментарий)
helg_tankoman
14 июл, 2011 20:33 (UTC)
я думаю лучше сделать пост-хедер, где некоторые посты сгруппировать. на неделе займусь ;)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
helg_tankoman
14 июл, 2011 21:03 (UTC)
:))))))))))))))))))))))))))))
linur2
20 янв, 2014 18:13 (UTC)
Слегка удивила советская зенитка. То ли стреляла она напалмовыми бомбами, то ли эта фанерная коробка с крыльями перевозила бочки с бензином, но фейерверк получился тот еще..
Так послевоенная ЗУ 23-2 же ))
helg_tankoman
21 янв, 2014 07:02 (UTC)
АААА!!!! ну тогда это всё объясняет. эта всё может! =))
Ситников Сергей
20 апр, 2019 21:51 (UTC)
Скажи ка, умник. А ч о Красную звезду на левой стороне не носили?
( 7 обглоданных косточек — заглянуть в логово )

Profile

i'm here
helg_tankoman
helg_tankoman

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Katy Towell